Чем занимается жилищная компания

На законодательном уровне статус УК не регламентирован. Однако обязанности УК регулируются Жилищным кодексом – ЖКХ-сфера очень обширна.

В нем и в Гражданском кодексе РФ установлено, что жильцы дома обязаны на общем собрании выбрать способ управления многоквартирным домом. В чем еще заключается ответственность управляющей компании за общедомовое имущество?

Деятельность УК регулируется контрольно-надзорным органом – Государственной жилищной инспекцией (ГЖИ) и ее территориальными органами.

Эта организация имеет право проводить плановые и внеплановые проверки, выдавать предписания УК, проверять ее деятельность на предмет законности. Также государственная инспекция проводит контроль за порядком лицензирования компаний.

На заметку. Для того чтобы вашу УК проверила ГЖИ, необходимо подать письменное заявление, указать в нем свои данные и основание для обращения.

На региональном уровне организацию контролирует ряд органов:

  1. Министерство строительства – занимается вопросами капитального ремонта, предоставления услуг ЖКХ.
  2. Федеральная антимонопольная служба – следит за порядком образования цен на коммунальные услуги.
  3. Министерство энергетики – осуществляет надзор за нормативами подачи теплоэнергии.

На местном уровне деятельность УК регламентируется локальными нормативными актами администрации города (района) или иных муниципальных образований. Предусмотрен порядок выездных и документальных проверок.

Не стоит забывать еще об одном способе контроля: сами жильцы имеют законное право следить за деятельностью УК и корректировать ее. Все действия регламентируются договором, заключенным между жильцами и УК. Именно поэтому важно максимально точно прописать в нем все пункты и условия.

Льготы в жилищно-коммунальном хозяйстве

Оплата жилищно-коммунальных услуг – прямая обязанность каждого домохозяйства, вне зависимости от того, владеет оно жильем или арендует его. В России для некоторых категорий граждан предусмотрены льготные условия пользования услугами ЖКХ. Они установлены на федеральном и региональном уровне. То есть в первой ситуации перечень льгот ЖКХ регулируется правительством, а во второй – правительством того или иного региона страны. Т. к. региональные льготы в разных уголках нашей Родины различны, следует уделить внимание общим моментам – федеральным льготам.

Федеральная льгота в сфере ЖКХ представляет собой скидку, предоставляемую в процессе оплаты коммунальных услуг.

К числу федеральных льготников ЖКХ относятся следующие категории граждан:

  • герои Советского союза и РФ;
  • почетные кавалеры ордена славы;
  • заслуженные герои социалистического труда;
  • ветераны ВОВ;
  • лица, имеющие инвалидность;
  • бывшие узники фашизма, не достигшие 18 лет;
  • граждане, подвергшиеся радиации в ходе аварийной обстановки на АЭС в Чернобыле;
  • граждане, пострадавшие от аварии в рамках производственного подразделения «Маяк»;
  • лица, пережившие ядерные испытания на Семипалатинском полигоне;
  • граждане, относящиеся к подразделениям особого риска;
  • члены семей военнослужащих лиц, которые утратили кормильца.

Внимание

Предоставление льгот федерального характера осуществляется исключительно на одну квартиру. Если у человека, попавшего в льготную категорию, их две, и он, к примеру, инвалид, то получить распространение этих условий можно только на одно жилье. Размеры скидок за пользование коммунальными услугами различны, в основном они достигают 50%.

История управляющих организаций[править|править код]

С 1921 года в городах[где?] создаются жилищные товарищества, которым передавались муниципализированные строения. Они становятся формой управления жилищным хозяйством, по сути это первый в истории России способ управления жилой недвижимостью, он также является прообразом современных товариществ собственников жилья. Жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТ) с 1924 года становятся основной формой управления. На них возлагалась обязанность восстанавливать хозяйство арендуемых у государства домов, содержать их в нормальном состоянии и удовлетворять потребности своих членов. Ещё в 1927 году жилищно-арендные кооперативные товарищества оценивались, как лучшая форма хозяйствования.

В 1937 году жилищные товарищества, распоряжавшиеся около 90 % жилищного фонда, были упразднены, и весь фонд перешёл в распоряжение местных советов на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. «О сохранении фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах». Вместе с этим право распределения жилой площади и заселения в квартиры также перешло от правления товариществ исполкомам.

Со временем становления государственной системы управления появились жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК).

Впоследствии, уже в 1980-х годах жилищно-эксплуатационные конторы преобразовались в дирекции единого заказчика (ДЕЗ).

Со вступлением в силу в марте 2005 года нового Жилищного Кодекса РФ начали появляться, предусмотренные им и реформой жилищно-коммунального хозяйства частные управляющие организации. В соответствии с пунктом 2 ст. 161 Жилищного кодекса управляющая организация является одной из трёх возможных форм управления многоквартирным домом наряду с непосредственным управлением собственниками помещений и управлением товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В связи с тем, что участились жалобы жителей на недобросовестность исполнения управляющими организациями обязательств по эксплуатации и содержанию жилищного фонда, [4][5] для усиления государственного жилищного надзора с 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ, направленный на введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами[6]. Согласно закону до 1 мая 2015 года управляющие организации должны были получить лицензию на управление многоквартирными домами. После 1 мая 2015 года осуществление предпринимательской деятельности без лицензии было запрещено.[7][8]

Лицензии управляющим компаниям ЖКХ выдает орган государственного жилищного надзора (Госжилнадзор). Действие лицензии распространяется только на территорию того субъекта РФ, где она была выдана и не имеет срока годности (бессрочна).[9]

В соответствии с Федеральным законом [10]:

  • Управляющие организации лишаются права управления домом после 2х нарушений, признанных судом;
  • Жильцы могут сменить управляющую организацию, своевременно обратившись в госжилинспекцию с жалобами;
  • Был введен единый стандарт платежей за услуги ЖКХ;
  • Руководители управляющих организаций должны сдать квалификационный экзамен, призванный выявить их компетентность;

В Москве, согласно постановлению Президиума Правительства Москвы от 20 января 2015 года, было принято решение о создании специальной комиссии по лицензированию управляющих организаций[11].В Москве лицензионная комиссия мэрии состоит из 15 специалистов[12], включая пять представителей СРО, общественных и некомерческих организаций .[13][14][15][16]Процесс лицензирования контролирует Мосжилинспекция.Одной из составляющих получения лицензии стала сдача квалификационных экзаменов на знание российского законодательства для руководителей и специалистов управляющих организаций.[17] Такую лицензию получили как российские юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.[18]

В 2015 году в Москве было проведено 52 квалификационных экзамена и выдано более 600 аттестатов. На 2015 год в столице работает 503 управляющих организаций, обслуживающих более 30 тыс. многоквартирных домов. Среди них 130 государственных и 373 частных управляющих организаций.[19]

С 2015 года Портал открытых данных города Москвы стал публиковать как рейтинг[20][21][22], так и антирейтинг[23] управляющих организаций Москвы. Рейтинг был составлен Государственной жилищной инспекцией. Организации оценивались по трём основным показателям: количество нарушений, уровень надежности и степень удовлетворения населения. А свои жалобы на управляющие организации жители стали оставлять на интернет-портале «Дома Москвы», также на нём они стали получать сведения о своих управляющих организациях.[24]

После принятия постановления Правительства РФ №191 от 4 марта 2015 года Московские управы стали участвовать в выборе управляющих организаций. До принятия этого постановления Управы могли проверять только основные услуги, такие как уборка подъездов и т.д. После принятия постановления районные власти стали контролировать объём и стоимость дополнительных услуг, которые предоставляет жителям управляющая организация.[25]

С 2018 года на основании пункта 9 статьи 55.25 Градостроительного Кодекса РФ, управляющие организации осуществляют обязательное содержание и восстановление тротуарного и дорожного покрытия на придомовой территории.[26]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *